Искусство азербайджанского ковроткачества на выставке в Казани
Выставка «Искусство ковра – эволюция смыслов» состоялась летом в столице Татарстана. Масштабную экспозицию привез в Казань Азербайджанский национальный музей ковра.
Особенностью мероприятия явилась наглядная демонстрация единства древних традиций искусства азербайджанского ковроткачества и современного развития отрасли на примере работ выдающегося художника Чингиза Бабаева.
Традиционные ковры, сотканные на рубеже XIX–XX веков — жемчужины фондов музея — словно приглашали посетителей в историческое путешествие с погружением в лабиринты орнаментов, полных загадочных символов и смыслов. Современные ковры, сотканные по рисункам Бабаева, вступали в открытый диалог с классическими произведениями, доказывая тем самым связь времен, показывая путь эволюции.
Каждый из выдающихся ковров, как картина, имеет имя. Например, один из признанных шедевров выставки назывался «Зили». Этот безворсовый ковер начала прошлого века привлек внимание тонкой отделкой с геометрическим рисунком-оберегом, в который были вплетены стилизованные изображения птиц и зверей —хранителей рода.
Один из представленных ковров Чингиза Бабаева назывался «Сопротивление». На вопрос журналистов, какую именно борьбу он имеет в виду, художник ответил, что считает необходимым сопротивляться невежеству, тотальному, губительному нежеланию узнавать новое.
Таким образом и классические, и современные ковры рассказали зрителям, умеющим понимать орнаментальный язык, целые истории. Сохранение этих историй и их эволюционное развитие в произведениях современных художников — культурная миссия таких мероприятий, как проведенная выставка.